Как малыш «объясняется» с нами. Плач. |
Как малыш «объясняется» с нами. Плач. Дюльдина Ж.Н к.п.н., старший преподаватель УлГПУ им.И.Н.Ульянова Хотелось бы затронуть один немаловажный момент в общении ребенка с взрослым, как плач! Как много это эмоционально-психологическое состояние в себе несет информации, и как часто мы не правильно к этому относимся. Плач - это выражение усталости, печали, страха, одиночества, разочарования, злости, дискомфорта, боли, скуки или голода. Голод является самой распространенной причиной плача новорожденного. И меньше всего родители думают о том, что ребенку может быть просто грустно. Если он скучает в своей кроватке, то его можно отвлечь, например, фотографиями на стене и потолке, картинками и тому подобным. Большинство исследователей считают, что плач новорожденного является всего лишь признаком недомогания. Интенсивность плача меняется в зависимости от его причины. Если потребность ребенка не удовлетворяется довольно быстро, плач обычно усиливается. Мать, не всегда понимая причину плача ребёнка, чаще, чем нужно берёт ребёнка на руки, укачивает или старается успокоить соской. И укачивание и соска – вредные привычки, которые можно избежать, если вовремя определить и устранить причину плача. Не надо пугаться его. Ведь это информационная сигнальная система, с помощью которой ребёнок выражает самые различные свои настроения и ощущения. Только таким путём малыш может в первое время «объясняться» с нами:
Плач маленького ребёнка сигнализирует наблюдательной матери о многих других его состояниях. Немедленное реагирование на плач ребенка успокаивает его. В ходе одного исследования было установлено, что быстрое реагирование, несомненно, способствует тому, чтобы ребенок меньше плакал. Это также помогает раньше развивать навыки общения. В течение первого года - пока ребенок беспомощен и во всем зависит от родителей - моментальная реакция и забота не могут его испортить. Так дети чувствуют, что окружающий их мир - это безопасное место, полное отзывчивых людей. Ребенок в раннем возрасте не способен манипулировать родителями. Все, что он может, это выражать доступным ему способом свои потребности и ожидать их удовлетворения. Или наоборот, ребёнок получит отрицательную реакцию на свой плач и «крик о помощи» и навсегда получит об окружающем мире и самое главное о матери, информацию, как негативном и небезопасном месте, и неотзывчивой, холодной, зачастую нервной маме. Например, вы наверняка слышали в своей жизни такие высказывания молодых (до порой и не очень) мам, как, что-то мой сынок (дочка) в садик перестал ходить, что же могло произойти? Мучаются в догадках и предположениях, ищут виноватых. А ситуация например, в следующем: по дороге в детский сад, малыш, чувствовал какой-либо дискомфорт, об этом говорил маме, мама естественно говорит, потерпи. Малыш не понимает (и это нормально) и он продолжает уже канючить, прося убрать дискомфорт (в чём–либо) у мамы. Мама начинает нервничать, кричать и в итоге, шлёпает ребёнка. Малыш, не понимая, за что его ещё и бьют, начинает громко плакать, плач приобретает двойную окраску дискомфорт + обида. И естественно, в следующий раз он отказывается идти в детский сад, так как малыш не хочет повторения негативного опыта. Но тут, «снежный ком» накатывается, мама снова не понимает малыша и пошла реакция уже цепная и порой бесконечная. Которая в итоге своём, приводит в первую очередь, к страхам, неврозам, энурезу и другим нарушениям у детей. Как много, оказывается, плач делает в нашей жизни, и как порой равнодушно мы к нему относимся.
Начиная с года, ребёнок может выразить свою потребность не только плачем, но и словами, а плач остаётся преимущественно средством выражения чувств. Как отмечает известный специалист по детским неврозам профессор А.И.Захаров, у плача есть разнообразные функции:
Необходимо помнить некоторые особенности в выражении плача:
Таким образом, можно сказать, что плач – один из показателей эмоциональной деятельности, характер её выражения зависит не только от особенностей темперамента, но и от характера воспитания.
Необходимо помнить родителям: что плачущий ребёнок, будучи в состоянии аффекта, плохо понимает замечания, советы и приказы, поэтому воспитывать при плаче бесполезно. Если же совсем не обращать на плач никакого внимания, можно нанести непоправимый урон доверию к отзывчивости взрослых, и плакать ребёнок будет, что называется с горя. Когда плач носит характер явной истерики, самое лучшее как раз не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выходу нервного напряжения. Так же необходимо учитывать эмоциональное и гендерное (половое) развитие малышей при плаче. Рассмотрим половые различия в проявлении эмоций у детей. Начнем мы с плача и беспокойства. Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят, и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует о более выраженной по сравнению с девочками способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Поэтому плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию. Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Таким образом, плач мальчиков можно назвать «исследовательским», а девочек - «коммуникативным». Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте.
Следующие материалы:Предыдущие материалы: |
Логопед-дефектолог
Грудное вскармливание
Гринькова Лариса. Грудное вскармливание.
Задать вопрос
Пособие по беременности
Валентина Котелевская. Фонд социального страхования
Задать вопрос
Развитие речи
Татьяна Евсиевич. Центр развития речи «Чистый ручей»
Задать вопрос
Школа для мам
Туровская Татьяна. Центр «Семья»
Задать вопрос
Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, публикуемых в комментариях к материалам сайта. Материалы сайта несут ознакомительный характер, при любых вопросах, связанных с Вашим здоровьем и здоровьем Вашего ребенка, консультация с лечащим врачом обязательна.