button-20 Телефон остеопат Гурьянов Евгений г. Ульяновск,lisenok-banner-192-131

Как малыш «объясняется» с нами. Плач.

Как малыш «объясняется» с нами. Плач. Дюльдина Ж.Н к.п.н., старший преподаватель УлГПУ им.И.Н.Ульянова

Хотелось бы затронуть один немаловажный момент в общении ребенка с взрослым, как плач! Как много это эмоционально-психологическое состояние в себе несет информации, и как часто мы не правильно к этому относимся.

Плач - это выражение усталости, печали, страха, одиночества, разочарования, злости, дискомфорта, боли, скуки или голода. Голод является самой распространенной причиной плача новорожденного. И меньше всего родители думают о том, что ребенку может быть просто грустно. Если он скучает в своей кроватке, то его можно отвлечь, например, фотографиями на стене и потолке, картинками и тому подобным. Большинство исследователей считают, что плач новорожденного является всего лишь признаком недомогания. Интенсивность плача меняется в зависимости от его причины. Если потребность ребенка не удовлетворяется довольно быстро, плач обычно усиливается. Мать, не всегда понимая причину плача ребёнка, чаще, чем нужно берёт ребёнка на руки, укачивает или старается успокоить соской. И укачивание и соска – вредные привычки, которые можно избежать, если вовремя определить и устранить причину плача. Не надо пугаться его. Ведь это информационная сигнальная система, с помощью которой ребёнок выражает самые различные свои настроения и ощущения. Только таким путём малыш может в первое время «объясняться» с нами:

  1. Пучит животик – ребёнок коротко вскрикивает, с более или менее длительными промежутками, крики иногда очень пронзительные. При этом малыш брыкает ножками, у него крепко зажмурены глаза, лобик наморщен. (Положите его на несколько минут на живот).
  2. Голоден – внезапный крик, иногда переходящий в неистовый плач, тельце ребёнка колотится, он протягивает перед собой ручки, личико становится красным.
  3. Холодно – ребёнок издаёт пронзительный крик, затем долгое время хнычет или начинает икать. (Чаще всего от холода дети страдают в первые три месяца жизни, когда они ещё не способны правильно регулировать температуру своего тела).
  4. Перегрев – если ребёнок хнычет, то тише и при этом неспокоен, разбрасывает ножки и ручки (кулачки сжаты).
  5. Мокрые пелёнки – если ребёнок хнычет и хныканье то усиливается, то становится слабее, но не прекращается.
  6. Скучно – ребёнок плаксиво скулит, в первые месяцы это означает, что ему скучно. С 4 месяцев жизни, если малышу не хватает внимания, он пронзительно кричит, затем внезапно переходит на тихий плач, а через минуту снова громко «жалуется» - словом, пробует все возможности своего голосового аппарата.
  7. Больной – ребёнок в большинстве случаев плачет тихо. Иногда он издаёт звуки, средние между писком и плачем.

Плач маленького ребёнка сигнализирует наблюдательной матери о многих других его состояниях. Немедленное реагирование на плач ребенка успокаивает его. В ходе одного исследования было установлено, что быстрое реагирование, несомненно, способствует тому, чтобы ребенок меньше плакал. Это также помогает раньше развивать навыки общения. В течение первого года - пока ребенок беспомощен и во всем зависит от родителей - моментальная реакция и забота не могут его испортить.

Так дети чувствуют, что окружающий их мир - это безопасное место, полное отзывчивых людей. Ребенок в раннем возрасте не способен манипулировать родителями. Все, что он может, это выражать доступным ему способом свои потребности и ожидать их удовлетворения.

Или наоборот, ребёнок получит отрицательную реакцию на свой плач и «крик о помощи» и навсегда получит об окружающем мире и самое главное о матери, информацию, как негативном и небезопасном месте, и неотзывчивой, холодной, зачастую нервной маме.

Например, вы наверняка слышали в своей жизни такие высказывания молодых (до порой и не очень) мам, как, что-то мой сынок (дочка) в садик перестал ходить, что же могло произойти? Мучаются в догадках и предположениях, ищут виноватых. А ситуация например, в следующем: по дороге в детский сад, малыш, чувствовал какой-либо дискомфорт, об этом говорил маме, мама естественно говорит, потерпи. Малыш не понимает (и это нормально) и он продолжает уже канючить, прося убрать дискомфорт (в чём–либо) у мамы. Мама начинает нервничать, кричать и в итоге, шлёпает ребёнка. Малыш, не понимая, за что его ещё и бьют, начинает громко плакать, плач приобретает двойную окраску дискомфорт + обида. И естественно, в следующий раз он отказывается идти в детский сад, так как малыш не хочет повторения негативного опыта. Но тут, «снежный ком» накатывается, мама снова не понимает малыша и пошла реакция уже цепная и порой бесконечная. Которая в итоге своём, приводит в первую очередь, к страхам, неврозам, энурезу и другим нарушениям у детей.

Как много, оказывается, плач делает в нашей жизни, и как порой равнодушно мы к нему относимся.

  • Плач, как и радость, смех, одно из наиболее частых выражений эмоций у детей.
  • Плач не всегда отрицательная эмоция, поскольку существуют «слёзы радости» при волнении и избытке чувств.
  • Плач – особый язык ребёнка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми.

Начиная с года, ребёнок может выразить свою потребность не только плачем, но и словами, а плач остаётся преимущественно средством выражения чувств.

Как отмечает известный специалист по детским неврозам профессор А.И.Захаров, у плача есть разнообразные функции:

  • Каприз (истерика), протест, просьба, требования;
  • Жалоба (обида), плач – сигнал и плач – разрядка составляют его сложную психологическую структуру; то есть «язык плача».

Необходимо помнить некоторые особенности в выражении плача:

  • Если ребёнок мало говорит, то много плачет, это симптом эмоционального расстройства, указывающий на боязнь выразить вслух свои чувства и желания.
  • Если ребёнок мало говорит, и не плачет, это свидетельствует как о флегматическом темпераменте, так и о недоразвитии эмоций или их заторможенности и депрессии (так например, в детском доме и круглосуточном детском саду, яслях дети плачут меньше по сравнению с теми, кто воспитывается дома. Это ничто иное, как отсутствие материнской любви и заботы, которая способствует своевременному развитию эмоций и эмоциональной чувствительности в целом).

Таким образом, можно сказать, что плач – один из показателей эмоциональной деятельности, характер её выражения зависит не только от особенностей темперамента, но и от характера воспитания.

  • Если плач у ребёнка превращается в плач – протест, то это говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребёнок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде.
  • Иногда плач возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую ситуацию (у эмоционально безучастных родителей плач ребёнка достигает градации крика).
  • Иногда плач, проявляется, как накопившееся нервное напряжение требует своего выхода, разрядки, подобно тому, как проливается дождь из грозовой тучи, так как плач сильное психическое переживание, своего рода эмоциональная встряска, происходящая нередко на фоне предшествующего напряжения, возбуждения или заторможенности мыслей.
  • Если ребёнок постоянно «ноет», плаксивость постоянная. В психологическом плане это симптом внутренней неудовлетворённости, беспокойства и недовольства какими-либо сторонами взаимоотношений с окружающими, в том числе отношениями с эмоционально близким для ребёнка взрослым.
  • В ряде случаев лежащее в основе данной формы плача расстройство «нытьё» настроения вызвано и невропатической чувствительностью к перемене погоды, физически плохим самочувствием и внутренними, не зависящими от психологических причин колебаниями настроения.

Необходимо помнить родителям: что плачущий ребёнок, будучи в состоянии аффекта, плохо понимает замечания, советы и приказы, поэтому воспитывать при плаче бесполезно.

Если же совсем не обращать на плач никакого внимания, можно нанести непоправимый урон доверию к отзывчивости взрослых, и плакать ребёнок будет, что называется с горя.

Когда плач носит характер явной истерики, самое лучшее как раз не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выходу нервного напряжения.

Так же необходимо учитывать эмоциональное и гендерное (половое) развитие малышей при плаче. Рассмотрим половые различия в проявлении эмоций у детей. Начнем мы с плача и беспокойства. Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят, и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует о более выраженной по сравнению с девочками способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Поэтому плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Таким образом, плач мальчиков можно назвать «исследовательским», а девочек - «коммуникативным». Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте.

 

vk-160

bulbul

Получайте новые статьи сайта на e-mail:

ok-170

novator

banner-etideti-180-180

Модный показ

Наши эксперты

Логопед-дефектолог

shutova

Шутова Наталья Геннадьевна

Задать вопрос

Грудное вскармливание

Гринькова Лариса. Грудное вскармливание.

Задать вопрос

Пособие по беременности

Валентина Котелевская. Фонд социального страхования

Задать вопрос

Развитие речи

Татьяна Евсиевич. Центр развития речи «Чистый ручей»

Задать вопрос

Школа для мам

Туровская Татьяна. Центр «Семья»

Задать вопрос

Связаться с командой портала mama73.ru можно по телефону +7(9510) 98-43-43, почта: 

Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, публикуемых в комментариях к материалам сайта. Материалы сайта несут ознакомительный характер, при любых вопросах, связанных с Вашим здоровьем и здоровьем Вашего ребенка, консультация с лечащим врачом обязательна.