Здравствуй, детский сад!Помогаем родителям и малышам освоиться в новой среде |
Летний оздоровительный период в детских садах уже подошел к концу, отпуска закончились и теперь все детки спешат по утрам в родные группы. Ребята постарше идут уже привычной тропой и весело напевают песенки, а новобранцам еще только предстоит окунуться с головой в теплую детсадовскую атмосферу и начать свою дошкольную жизнь. Казалось бы, процесс вполне естественный и закономерный, однако, каждый ребенок и родитель переживает его по-своему. О том, как помочь малышу адаптироваться в детском садике, мы поговорили с психологом МДОУ № 246 - Безусловно, каждый ребенок по-разному привыкает к детскому саду. А какими могут быть варианты этой адаптации? - Адаптация к детскому саду – это привыкание к новой среде. Она бывает разной. Минимальная – когда ребенок привыкает к новым условиям в течение недели. А бывает и максимальная – занимает около полугода. И делится соответственно на легкую адаптацию, на среднюю (1-2 месяца) и на сложную – ребенок привыкает в течение полугода. Но в практике есть варианты дезадаптации. Это так называемые не садиковые детки, которые постоянно плачут, не желают идти в садик и постоянно болеют. То есть ребенок пришел на два дня в группу и на фоне стресса, негативных эмоций, опять заболел. В таком случае рекомендуется родителям с сохранением места в дошкольном учреждении забрать ребенка на некоторое время.
- А в каком возрасте ребенку легче адаптироваться в детском садике? - Исходя из опыта моей личной практики, легче привыкают к новым условиям детки до двух лет. Были годы, когда мы одновременно набирали две группы – вторую и первую младшие. Так вот детки во второй младшей группе привыкали труднее, так как там еще накладывался и кризис трех лет. Если дети в первой младшей плачут, не всегда понимая, куда делась мама, и привыкают быстро к новым условиям, то у ребят более старших уже идет активная манипуляция родителями. Дети в возрасте 2.5 – 2.8 лет понимают, куда их привели и как надолго. Интересно, что дети, которые пошли в садик в 1.7 лет, через год при встрече со своими ровесниками, не посещавшими дошкольное учреждение, развиты лучше них. Благодаря организации различных занятий у этих ребят больше знаний, умений, навыков, по сравнению с ровесниками, сидевшими дома. - Существует мнение, что ребенок должен плакать во время адаптации и пугаться этих слез не стоит. Гораздо хуже, если ребенок не плачет. Так ли это? - Плачущие дети – всегда лучше адаптируются, чем те, которые держат эмоции в себе. Плач – это вызов, реакция, способ обратить на себя внимание, освободиться от негатива. Молчуны, которые держат все в себе, порой, не предсказуемы в плане адаптации. - А как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку влиться в новую среду? - К сожалению, сейчас родители стали очень тревожными. До такой степени сами накручивают себя, что это страшно, ужасно, а в итоге заражают этим состоянием своих детей. При этом многие мамочки, уходя утром из группы, передают это состояние своему малышу. Часто родители думают, что их ребенок обязательно будет плакать, и начинают ходить по кустам, смотреть в окна – успокоился ребенок или нет. А если родители ведут себя нормально, спокойно, воспринимают поход в детсад как радостное событие, то ребенок ходит с удовольствием. Поэтому если возникает какой-то негатив по поводу детского сада, какое-то поведение отклоняющееся от нормы или, например, непривычное поведение ребенка, то это всегда в первую очередь вопрос к родителям: как они отзываются о детском садике, с каким настроением туда ходят? Все это передается и ребенку. Иногда родители задают детям неправильные вопросы. Например: тебе понравилось в детском саду? Конечно, он ответит, что нет. Зачем же его задавать. Поэтому лучше спросить: а что тебе больше всего понравилось? Как будто то, что понравилось, уже неоспоримо. И еще вопрос: а ты завтра сюда придешь? Позиция ребенка – не приходить никогда. Поэтому лучше спросить: в чем мы завтра придем? Или какую игрушку завтра с собой возьмем? Кстати, здесь стоит обратить внимание на вопрос еды, так как она многим кажется не вкусной. Если кто-то из родителей что-то не любит, свое мнение нужно держать при себе, так как ребенок воспринимает мир через призму восприятия родителей. И если папа не любит что-то, то и ребенок, не попробовав даже, может отказаться. - Возвращаясь немного назад, хочется спросить, а можно ли брать с собой игрушку? - Не только можно, но и нужно. Игрушка дает чувство того, что ребенок не один, у него есть что-то его, родное, взятое из дома. При этом игрушка должна быть просто другом, поэтому не стоит приносить в детский сад роботов, пистолеты, конструктор, то, что сделано из мелких деталек и может легко сломать, огорчив тем самым малыша. И не стоит приносить в детский сад дорогие игрушки, так как их могут сломать. Со временем, как ребенок привыкнет к новой среде, игрушку можно будет оставить дома. - А как понять, что ребенок адаптируется правильно, хорошо?
- Кстати, какими могут быть изменения в поведении ребенка с походом в детсад? - Обычно это некоторая гипервозбудимость. Ребенок становится очень активным, потому что в садике все детки тихие, спокойные, присматриваются, что можно и нельзя, обращают внимание на много нового, а для этого нужно сосредоточиться, проследить, послушать, понаблюдать. И вот дома он наконец-то расслабился от этого напряжения и в таком состоянии он может стать очень активным. Родители, порой не узнают свое чадо. Но это нормальная реакция на собранность в течение дня. Кроме того, может возникнуть повышенная плаксивость или страх, что и дома ребенка оставят одного. А в результате малыш просит маму лечь с ним спать, не хочет отпускать ее.
- Иногда ребенок утрачивает уже сформированные навыки, попадая в новую среду, стрессовую ситуацию. Детский сад – это пока еще чужая обстановка, другой горшок, другие взрослые, отсюда и вполне естественная реакция. Но уже через несколько дней при правильной адаптации обычно все начинает восприниматься как данность и как свое. У всех деток бывает такое, что не успел попроситься на горшок или не захотел в тот момент, когда водили всех, а потом решил потерпеть, но произошла оплошность. Не стоит из-за этого переживать. Очень многие детки вообще сразу не садятся на горшок, воспринимая его как чужой. А со временем они узнают свой личный номерок или картинку и понимают, что у него есть свои, личный горшок. Полотенце, кроватка, ящичек и так далее. - А стоит ли взрослым на первых порах подкупать ребенка подарками, взяв обещание вести себя хорошо, не плакать? - Следует понимать, что тогда нужно это делать на протяжении всего дошкольного детства. Есть вещи, которые ребенок должен делать и это не обсуждается, а преподносится как норма, данность, то есть без премии, поощрения, подарков. Ведь хорошо себя вести он и так должен, зачем за это подарок? И опять же подарок должен быть не материальный, а, например, поход в парк. Отличный стимул хорошего поведения в такой ситуации скорее звонок значимым для малыша людям с рассказом о том, какой вот он сегодня молодец, вел себя прекрасно, не плакал и так далее. При этом важно, чтобы ребенок слышал этот разговор и знал. А так принося что-то однажды, придется приносить всегда. Родители первые дни испытывают чувство вины и стараются его загладить с помощью подарков, но ребенок быстро привыкает к этому и начинает требовать, скандалить.
- Детский садик – это то место, где ребенок остается без посредников, то есть без родителей, и учится справляться сам – договариваться, уступать, делиться, делать что-то. Под опекой родителей этого не получится. Детский коллектив – очень хорошая среда особенно для детей, которые не отличаются послушанием. Здесь они получают очень хорошее воспитание и родители зачастую со временем не узнают своих сорванцов. Детский сад дает ребенку и образовательную деятельность, и продуктивную, и двигательную, и интеллектуальную – все, что нужно ребенку для правильного развития, подготовки к жизни в школьной среде, помогает адаптироваться в обществе. Это отличная подготовка к школе, к жизни. Здесь ребенок получает бесценный опыт поведения с детьми различных психотипов, с которыми придется затем столкнуться в жизни. Например, когда в группе есть ребенок-драчун, то остальные детки уже знают как себя вести с таким психотипом и перенесут эту модель поведения в обычную жизнь. интервью подготовлено специально для сайта mama73.ru Следующие материалы:Предыдущие материалы:
|
Логопед-дефектолог
Грудное вскармливание
Гринькова Лариса. Грудное вскармливание.
Задать вопрос
Пособие по беременности
Валентина Котелевская. Фонд социального страхования
Задать вопрос
Развитие речи
Татьяна Евсиевич. Центр развития речи «Чистый ручей»
Задать вопрос
Школа для мам
Туровская Татьяна. Центр «Семья»
Задать вопрос
Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, публикуемых в комментариях к материалам сайта. Материалы сайта несут ознакомительный характер, при любых вопросах, связанных с Вашим здоровьем и здоровьем Вашего ребенка, консультация с лечащим врачом обязательна.
Комментарии
Да уж в воспитании ребенка в домашних условиях, а особенно с бабушками/дедушками дети лишены часто именно социальной адаптации. И в дальнейшей жизни таким детям будет сложнее приспосабливать ся жить в нашем обществе.
RSS лента комментариев этой записи