Маша росла скромным и застенчивым ребенком. Наталья с тревогой ждала того дня, когда придется отправить дочку в детский сад. Сама воспитанная в музыкальной семье и, не понаслышке зная о раскрепощающей силе
музыки, мама начала водить малышку в консерваторию. На концерты.
Наталья Фисейская, мама Маши: « Для ребенка это всегда было большое яркое впечатление. Ему было интересно смотреть на инструменты, ему интересно было слушать эту музыку. Он переживал с этой музыкой - и это было видно по лицо малыша».
Когда Маше исполнилось 4 года, Наталья всерьез задумалась о музыкальном развитии дочери. Девочку отдали в хоровую студию. Результаты не заставили себя ждать. В свои 5 лет Маша охотно демонстрирует таланты окружающим: споет, сыграет на детских музыкальных инструментах и взрослым покажет, как правильно двигаться под музыку. А знание детских песен помогло Маше найти подруг.
Наталья Фисейская, мама Маши:«Ей стало намного проще общаться с другими детьми, оставаться без мамы, общаться с взрослыми на нормальном таком уровне. Помимо того, что его кругозор расширяется, расширяется его диапазон гармоничный, можно так сказать. Это делает ребенка более коммуникабельным. У меня у Маши не возникло ни единой проблемы с детским садом. Она шла туда всегда с радостью, хотя до этого всегда была забитой и скромной девочкой».
Еще полтора века назад в просвещенных семьях музыкальное образование детей считалось обязательным, наряду с чтением и письмом. Современные же родители нередко отодвигают музыку на второй план. А зря. Психологи доказали: присутствие музыки в жизни ребенка просто необходимо.
Михаил Лазарев, доктор медицинских наук, профессор МАНИ:
«Раньше музыка была неким эстетическим средством, что, в общем, замечательно, и человечество занималось эстетикой музыкальной. Сегодня мы получили еще 2 фактора: мы получили физиологическое влияние на развитие функций и вибрационное влияние. Мы можем сегодня в каком-то смысле управлять биохимией».
По мнению Михаила Лазарева, музыкальное развитие ребенка следует начинать… с перинатального возраста! То есть еще ДО рождения. Самый первый и незаменимый музыкальный инструмент для ребенка – голос мамы. Никакая другая музыка не может сравниться с ним по степени воздействия. Он активизирует обменные процессы, вызывает резонансные колебания всех органов и систем.
Михаил Лазарев, доктор медицинских наук, профессор МАНИ:
«Голос мамы это такая симфония воздействия целая, потому что когда мама поет (не просто говорит, а поет), меняется цикл окисления, и ребенок получает кислород в другом режиме. Когда мама поет, меняется давление диафрагмы на матку. Следовательно, ребенок получает такие мягкие массажные воздействия. Кроме того, когда мама поет, ее вибрация проходит по всему ее телу, звук расходится во все стороны. Разные ткани организма позволяют ему видоизменяться. Позвоночный столб - одна вибрация. Мягкие ткани - другая. Т.е. ребенок получает всякие акустические, тембрально-обертонные влияния».
По мнению Михаила, голос мамы закладывает основу двигательных, речевых и коммуникативных навыков. Пойте песни малышу с первых месяцев беременности – и у ребенка сформируется врожденный музыкальный слух. Новорожденный ребенок, прошедший музыкальный курс еще до появления на свет, в 2-3 раза опережает своих «немузыкальных» сверстников по всем показателям.
Ольга открыла для себя музыкальные занятия на 20-й неделе беременности. Каждый пройденный урок - закрепляла вместе с будущей дочкой дома. Сегодня 2-х месячная Марьяна радует родителей все новыми достижениями.
Ольга Мартынова, мама Марьяны: «В 3 недели мы начали гулить и держать головку более или менее уверенно, а недавно стали переворачиваться - нам месяца полтора было - с животика на спину. Такие маленькие победки маленького человечка».
Марьяне не терпится поскорей начать говорить. В арсенале малышки уже имеется «агу» и все гласные, присущие младенческому гулению. Девочка пытается освоить согласные с вокально - инструментальной помощью всей семьи.
Ольга Мартынова, мама Марьяны:
«У нас самый любимый металлофон, маракас. Вот сейчас появился синтезатор. У нас папа пытается изображать какие-то мелодии, подбирает вместе с дочкой. Они что-то играют. Танцуют даже… Главный результат от этих занятий во время беременности и сейчас это то, что, во-первых, пришло осознание ребенка намного раньше: не в тот момент, как она родилась, а наверно в тот момент, как мы начали общаться.
Мы ходили заниматься вместе с мужем, поэтому для нас семейно получилось, и для мужа ребенок появился не когда, как рассказывают, ей будет 2 года или 3 года или 15 лет, даже не в момент рождения, а гораздо раньше».
ПОСЛЕ РОДОВ: ПЕСНЯ НА ЗАВТРАК, ПЕСНЯ НА ОБЕД…
- Музыка, здравствуй! Музыка, здравствуй! Музыка, музыка! Праздник прекрасный, праздник прекрасный нам дарит музыка!
- Здравствуйте, девочки (мама с новорожденной дочкой отвечает) – Здравствуйте!
- Здравствуйте, мальчики (мама с новорожденным сыном отвечает) - Здравствуйте!
- Здравствуйте, взрослые! - Здравствуйте! Здравствуйте, здравствуйте все.
Для закрепления дородового опыта, занятия музыкой должны продолжаться и после появления малыша на свет. Выбирая музыку для ребенка, обратите внимание на его реакции. Было замечено, что дети предпочитают ту музыку, которую они слышали, находясь еще в утробе матери.
Ольга Мартынова, мама: «Музыкальные инструменты, которые нас сопровождали во время беременности, мы воспринимаем открыто, с улыбками, и радуемся».
Песни и мелодии для детей, как правило, связаны с их игровой активностью. Дети очень тонко реагируют на полярные ритмы, лады, образы. Задорная мелодия в быстром темпе прекрасно иллюстрирует заячью прыгающую походку. Неторопливую, грозную поступь волка демонстрирует соответствующая музыка, построенная в нижнем басовом регистре. Музыка с элементами игры помогает настроить малыша на нужный лад. В этом маме на помощь приходят и потешки – пестушки. Так, «потягушечки, потягушечки» - помогают ребенку проснуться. Песенка «топ, топ, топает малыш» - отличное сопровождение первых детских шажков. «Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку» настраивает малыша на прием пищи, пестушка «по ровной дорожке» - сигнализирует о том, что пришло время собираться в гости. А в борьбе с плохим настроением помогут «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Сочинить свою потешку - дело нетрудное. Слова таких песен могут быть самыми незатейливыми. Главное - не забывать ставить акцент на интонации.
Малыши и сами могут создавать музыку, в этом им помогают пищалки и погремушки. Они дают возможность ребёнку привлечь к себе внимание и заявить о каких-то желаниях. Научить малыша передавать свои чувства можно с помощью детских музыкальных инструментов. Для этого подойдут металлофон, пианино, бубен, дудочка и ложки. Когда дитя подрастет - научите распознавать на слух музыкальные инструменты. Лучше всего начать с «голоса» скрипки, флейты и фортепиано.
Окружите ребенка музыкой и во время двигательной активности. Замечено, под любимые мелодии дети с большей охотой делают зарядку, увеличивается продолжительность физических упражнений и на спортивном комплексе. Делая массаж малышу не нужно забывать о детских песенках.
Ни один сеанс массажа у детского доктора Лидии Борисовны не обходится без музыкального сопровождения. Юные клиенты всячески одобряют и поддерживают такую практику. За годы работы с новорожденными врач выявила некоторое постоянство в детских предпочтениях.
Лидия Кожокина, врач: «Я заметила, когда поешь песенку Шаинского "Голубой вагон", они очень хорошо реагируют на эту песенку: они замирают, глазки выпучат на тебя - и можно делать с ними все что угодно. И ручки, и ножки, и гимнастика - все проходит на ура!».
Музыка - незаменимое средство для развития памяти, внимания и воображения. Вслушиваясь в звуки музыки и напевая любимые песенки, ребёнок будет лучше выполнять творческие и интеллектуальные задания. Если чадо просто играет, рисует или рассматривает картинки – это тоже можно выполнять под музыку.
МИР КОЛЫБЕЛЬНЫХ
Врачи настоятельно рекомендуют петь детям, когда они укладываются спать. Колыбельные действуют на ребенка успокаивающе. Малыш засыпает быстрее и спит крепче. Опять же напевать перед сном можно начать еще во время беременности.
Анна Теплова, искусствовед-педагог, многодетная мама: «То, что у матерей есть естественное желание говорить со своим ребенком, общаться с ним, петь ему, гладить животик - это физическое общение которое мы хотим воспроизвести в своей жизни - пение обязательно входит в это. Ребенок не только слышит, он любит в этом момент маму».
Дочь оперного певца, Марина всегда любила экспериментировать с голосом. С наступлением беременности потребность петь возросла. Но исполнительское искусство Марины родные и близкие часто подвергали критике.
Марина Алымбекова: «Меня все обвиняли в том, что я фальшивлю всегда. Типа:«хватит петь, что ты там распелась», или в ванне поешь: «ну что ты орешь – молчи». И как-то было ощущение, что это никому не нужно. И мне не нужно».
Часто будущие мамы, сомневаясь в своих вокальных данных, лишают ребенка колыбельных. Они ошибочно полагают, что неидеальный голос может повредить музыкальному слуху малыша. Чтобы побороть комплексы, специалисты советуют подключать к музыкальным занятиям всю семью.
Анна Теплова, искусствовед-педагог, многодетная мама: «Начать петь с любимым человеком - это отличный стимул. Пение вместе - совместное пение - это одна из самых лучших человеческих практик, которых только может быть, культурных практик. Тем более что пение - естественное состояние для человека. Известно, что ребенок, который лепечет - первый детский лепет это не речь - это как раз пение».
Наука доказала, что в утробе ребенок не только слышит музыку, но и воспринимает интонацию. Будущие мамы готовы это подтвердить.
Марина Алымбекова: «Малыш все слышит и тогда он активничает - когда начинаешь что-то петь. И ощущение, что он как-то, раз – настраивается: «что-то я слышу там, что-то происходит» - и замирает, прям или двигается в такт, по-своему».
Кстати, ученые-фольклористы считают, что колыбельные песни сродни заговору. Мама, рассказывая малышу о настоящем, придумывает для него и прекрасное будущее.
Наши бабушки верили, что основанные на магии слова и музыки, колыбельные-обереги способны оградить младенца от злых сил.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Современные ученые подтверждают то, что наши предки знали интуитивно: ритм правильно подобранной музыки может успокаивать или, напротив, бодрить. Снимать тревожность и настраивать на позитивный лад.
Это свойство музыки используют на занятиях с легковозбудимыми детьми. Гиперактивным малышам рекомендовано включать музыку спустя полчаса после кормления. Вялым – до приема пищи. Мажорная музыка, сопровождающая процесс кормления, ускоряет выделение пищеварительных соков и пробуждает аппетит.
Занятия музыкой рекомендованы детям, отстающим в развитии и страдающим нарушениями речи. Малышам-астматикам полезно заниматься вокалом и играть на духовых инструментах. Работа со звуком, ритмом, дыханием снимает напряжение и повышает иммунитет к стрессам.
Успокаивающее воздействие музыки применяется и тогда, когда у ребенка что-то болит. Мелодичное растягивание слов отвлекает и действует как обезболивающее.
Есть интересные данные экспериментов: оказывается, полонез Огинского лечит головную боль, а Лунная соната Бетховена снимает раздражительность. Рекомендуется держать в «домашней аптечке» и сочинения Моцарта. Утверждают, что прослушивание музыки австрийского композитора улучшает зрение и стимулирует рост умственных способностей ребенка.
РЕЗЮМЕ
Знакомство ребенка с музыкой следует начинать еще до его рождения. Новорожденный ребенок, прошедший музыкальный курс до появления на свет, опережает своих «немузыкальных» сверстников по всем показателям.
Продолжайте занятия и после появления малыша на свет. Правильно подобранные песни и композиции позволят задать определенный ритм жизни ребенка. Настроить малыша на нужный лад маме помогут потешки –пестушки.
Не забывайте петь детям перед сном. Колыбельные действуют на ребенка успокаивающе. Малыш засыпает быстрее и спит крепче.
Музыкотерапию применяют сегодня для оздоровления всего детского организма. Работа со звуком снимает напряжение, помогает бороться со стрессом, избавляет от застенчивости. Источник: nashevse.tv
|