Если ребенок 6-12 месяцев с удовольствием слушает(или рассматривает) купленную вами книжку, это совсем не значит, что она ему нравится или он хоть что-нибудь понимает из прочитанного. Ему приятно общение с вами, ваш голос и ваше внимание. По тексту его вполне устроит и справочник по высшей математике, если вы конечно с выражением будете читать.
Важно помнить, что малышу в этом возрасте трудно воспринимать сложные картины с двумя или тремя персонажами, действия которых очень разнообразны. А если малышу будет не интересно, чтение книги превратиться в простое перелистывание страниц.
- Навык осознанного чтения, умение выстраивать свои высказывания проявляются не сразу и на пустом месте. В раннем возрасте этот навык развивается благодаря целенаправленной работе родителей с иллюстрациями – рассматриванию картинок и беседе по ним.
- Сейчас малышу лучше показывать книжки, где на одной странице изображен один персонаж, который делает одно действие. Или так же подойдут разборные книжки на шнуровке, которые состоят из двусторонних карточек с изображением простых, для восприятия малыша, картинок. Когда ребенок познакомится хотя бы с одной двусторонней страницей, можно связать их между собой, что бы получилась книжка. Тогда малыш может учится ее перелистывать.
- Конечная цель такого изучения картинок проста. Ваша задача – убедиться со временем в том, что ребенок узнает изображение на картинке и может выбрать правильную картинку из двух (трех и т.д) предложенных.
- Первая книга.
- Путь малыша к знакомству с книгой лежит через восприятие плоскостного изображения на картинке. К 7-8 месяцам маленький ребенок способен выделить и по просьбе взрослого находить и показывать не только объемные фигуры игрушек, но и их плоскостное изображение. Начинать знакомить малыша в этом возрасте с картинками лучше всего при соотнесении игрушки и ее изображения.
- Настоящее знакомить малыша с первой книгой лучше в возрасте от 12 до года 3 месяцев. Книга, которая дается малышу в руки, должна быть изготовлены из прочного картона, а картины на ней – яркие и без мелких деталей оформления. Сюжет картин должен быть простым, состоящим из одного действия. Хорошо, если сюжетов в книге не более шести. Важно начинать знакомить ребенка не со всеми персонажами и сюжетными перипетиями сразу, иначе малышу будет тяжело воспринимать увиденное и его интерес будет заменен на разрыв страниц или бросание книги на пол.
- Читаем, узнаем и называем (с 7-8 месяцев)
- Одним из занимательных способов соотнесения игрушки и картинки является показ из-за ширмы. Для игры вам понадобится две игрушки, например два петушка: один – объемный(игрушка), другой – плоский, нарисованный на картинке.
- Покажите из-за ширмы петушка-игрушку. Можно прочитать стихотворение про петушка или описать его. Затем спрячьте его за ширму и с другой стороны покажите картинку и вновь прочитайте стишок.
- Другим приемом знакомства малыша с картинками является показ настенной картинки с изображением одной игрушки. Картинка должна находится всегда на одном и том же месте.
- Подносите малыша к ней и рассказывайте что на картинке изображено, водите пальчиком детки по изображению персонажа. Не забывая разговаривать и комментировать все. Используйте при названии предмета сначала настоящее название, например «кукла», а затем упрощенное, «кукла – ля-ла!». У куколки глазки, носик, ротик.
- Потом спросите: «где кула –ля-ля?». Протяните ручки малыша к картинке. Затем посадите малыша подальше, и с более дальнего расстояния задайте вопрос. Это занятие научат ребенка находить плоскостное изображение игрушки.
- Через некоторое время покажите картинку малышу с изображением уже знакомой игрушки и задайте вопрос: «Где кукла, зайка или ежик?»
- Затем, постепенно учите искать малыша знакомое изображение среди двух картинок.
- В такой незатейливой игре к 12 месяцам малыш постепенно научится рассматривать изображение двух или трех картинок. Ребенок может быть более сосредоточен, если вы будете читать ему короткие стишки про персонажей.
- Картинка, изображающая действия одного персонажа (с 11 до 14 месяцев)
- Ребенка необходимо постепенно вести от восприятия и понимания одного действия ,выполняемого одним героем, к рассматриванию картин с более сложным сюжетом.
- Начинать это знакомство лучше через игру с настоящей игрушкой или организовать такую игру с самим малышом. Например, покажите ребенку куклу, пусть она походит, покажет свое платье, малыш может покормить, потанцевать с ней, причесать ее, а затем скажите, что кукла хочет прыгать через веревочку. Пусть детка держит веревочку, а вы будете показывать действия куклы.
- Если вы играете с ребенком второго года жизни, можно попросить его показать, как кукла прыгает. Вначале пусть он пытается перепрыгнуть через веревочку, лежащую на полу, потом приподнятую на 15 см над полом. Малыш будет прыгать с вашей помощью, вы будете придерживать его за руки. Организовать такую игру можно с малышом и до года, тогда вы будете придерживать его за подмышки, а он прыгать на пружинящем диване.
- Затем спрячьте игрушку и достаньте картинку. Рассмотрите с малышом куклу на картинке. При рассматривании персонажа обязательно называйте его сначала полным, а затем упрощенным названием. Например: «Вот кукла – Ляля. Кукла прыгает – прыг, прыг.»
- Так постепенно ребенок учит соотносить действия, выполняемые игрушками, и изображенные на картинке.
- Одинаковые действия, совершаемые разными персонажами (к 18 месяцам)
- Такое постепенное развитие интереса ребенка к рассматриванию отдельных картин или картин в детской книге помогают сформировать у малыша первые обобщения: к 18 месяца ребенок может понимать, что по-разному нарисованные куклы, мишки или зайки называются одним словом»кукла», «мишка», «зайка». Эти персонажи могут быть нарисованы с одним и тем же или разными действиями. Необходимо, что бы малыш научился обобщать не только разные изображения и называть их одним словом, но и находить и показывать на картинках одинаковые действия, совершаемые разными героями. А затем научился понимать сюжет картины с двумя персонажами и разными их действиями.
- Сюжетные картинки с несколькими героями и несколькими действиями.( от 1 года 6 месяцев)
- Ребенок в возрасте одного года 6 месяцев знакомят с сюжетными картинками, где два или три персонажа, и их действия различны. Рассматривание сюжетных картин дает неоценимые возможности для развития речи ребенка. Малыш учится отвечать на ваши вопросы:»Кто это и что делает?». Умение отвечать помогает в дальнейшем научить малыша составлять короткие рассказы по картинке.
- Покупая книжки малышу, помните картинки и персонажи изображенные на их страницах должны быть приближенны к «настоящим»( Т.е собачки, мишки, зайки не должны быть зелеными или розовыми), и изображать настоящие действия. Что бы у крохи формировалось правильное восприятие мира вокруг.
- Читайте с малышами больше!
- Ольга Глебова.
- Статья подготовлена специально для сайт mama73.ru (По материалам «Методика работы с картинками» Разенков Ю.А.)
|