button-20 Телефон остеопат Гурьянов Евгений г. Ульяновск,lisenok-banner-192-131

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШЕННЫХ СЕМЬЯХ.

Ж.Н.Дюльдина ассистент кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова

В последнее время интенсивные процессы глобальных социально-экономических, политических преобразований проходившие в постсоветской России на фоне возросшего в 90-е гг. ХХ в. этнического самосознания, значительным образом сказалось на состоянии российского общества в целом. Общий негативный фон в российском обществе настолько высок, что в течение последних 10 лет ХХ века, в стране регулярно происходили кризисы и этические конфликты.

Причем, характерным моментом всплески интолерантности стали конфликты в основном на этнической периферии РФ, то есть республиках.

В связи с этим становится очень важным выяснить причину, которые этому способствуют.

Семья – это ячейка общества. Сильная семья – сильное государство. В семье закладываются основы воспитания, которые человек несет через всю жизнь. И как свидетельствуют многолетний опыт, что заложено в семье, уже трудно исправить в детских образовательных учреждениях, школах и других учебных заведениях.

Семья – это древний социальный институт от первобытного общества до настоящего времени она прошла сложный путь развития. Ни одно общество не обошлось без семьи, хотя в разные времена предпринимались попытки доказать возможность ликвидации этого социального института и даже попытки его разрушить.

В настоящее время семья является объектом исследования многих наук, так как у нее существует целый комплекс разных и связанных взаимно проблем.

Проблемами семьи занимаются социологи, экономисты, философы, психологи, демографы, этнографы. В каждой из наук существует не только в диаде «родители – ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и детей (А.В.Загик, О.Л.Зверева, Т.А.Маркова, В.А.Петровский, А.В.Толстых).

Влияние семьи, семейного общения, которое объективно является важнейшим фактором развития личности ребенка, экспериментально доказано многими исследователями в отечественной и зарубежной философии, социологии и педагогике (И.В.Бестужева-Лада, Л.А.Загик, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик, Т.А.Маркова, В.А.Петровский и др.).

В последнее время, возрос интерес к межнациональным семьям, к особенностям воспитания в таких семьях, итогом которых являются маргинальные личности в обществе.

Для этого необходимо уточнить теоретические понятия маргинальность. Как показывают данные научно – справочного характера, а так же ряда исследований, термин маргинальность исторически неразрывно связан с концепцией маргинальной личности, введенной в научный дискус в 20 – е гг. ХХ в.

В работах американских социологов маргинальность (ср. век лат. Marginalis – находящийся на краю, от лат. Margo – край, граница), социологическое понятие обозначающее промежуточность, «пограничность», положение человека между какими либо социальными группам, что накладывает определенный отпечаток на его психику [7].

Специальных статистических форм для учета межнациональных браков нет. Однако, любой документ, учитывающий наряду с другими сведениями национальность супругов, может стать источником изучения таких браков: сюда входят данные переписи населения, паспортных столов и органов загса, хозяйственного учета населения.

Наиболее массовый источник о составе семей и входящий в них брачных пар были – Всесоюзные переписи населения. Всего принято выделять пять Всесоюзных переписей населения 1926, 1939, 1959, 1970 и 1979г.г. К всеобщим отечественным переписям относится также перепись 1897г.

Основные проявления интернационализации семьи в советский период -

интернационализация некоторых сторон жизни семьи, семейных традиций, образа жизни и рост доли межнациональных семей.

По данным всесоюзных переписей, 1959 году на 1 тысячу семей приходилось 103 межнациональных, в 1970 году – 135, в 1974 году - 149 межнациональных семей. В последние же двадцать лет доля межнациональных семей уменьшилось.

По городу Ульяновску доля межнациональных браков увеличивается с 10,4% в 1950г. до 27,4% в 1990г. Среди административных районов области наибольшим показателем удельного веса межнациональных браков на 1990г. отличались (свыше 30%) Мелекесский, Новомалыклинский, Сенгилеевский, Теренгульский, Ульяновский. В 1950 – 1970-ые годы в росте межнациональных браков первенство удерживали русско-мордовские браки, то в 90-ые годы наибольшим удельным весом отличаются русско-чувашские, затем уже русско-мордовские и русско-татарские браки.

Несколько увеличилась доля браков русских с представителями средней Азии, Кавказа (армянами, азербайджанцами). Поэтому особенно важно изучить семью с позиции культуры межнационального общения и использования позитивного опыта культуры.

По национальному составу, взаимообогащению национальных культур можно выделить следующие типы семей:

-однонациональная семья, неукоснительно соблюдающая национальные обычаи, традиционные для данного этноса нормы внутрисемейного общения. Для таких семей характерно, как правило, ограничение круга дружеского несемейного общения с представителями своей национальности. В таких семьях у детей воспитывается национальная замкнутость, недоверие к людям других национальностей;

-национально-смешанная, в которой обычаи и традиции одной нации поглощены другой. В сельских семьях такое «поглощение» происходило, как правило, в пользу той нации, в которой существовала данная семья. В семьях такого типа все же не воспитываются установки на национальную исключительность, хотя националистические предубеждения с этим типом семьи нередко уживаются;

- городская семья с урбанизированным укладом семейной жизни с отказом от национальных семейных традиций и культурных ценностей как чего-то архаичного и отжившего. Национализм у нового поколения в такой семье не воспитывается, но и не воспитывается правильное понимание национального менталитета, чувств, традиций, формируется нигилистическое отношение к ним;

- семьи как однонациональные, так и смешанные, где национальные традиции и культурные ценности не игнорируются, но воспринимаются как уважение и доверие к человеку независимо от его национальной принадлежности, формируется наиболее благоприятные установки межэтнического общения.

Образование межнациональных семей с позиции будущего нашей страны и всего человечества – явление естественное и прогрессивное. Человечеству пора осознать единство своей судьбы, прекратить самоуничтожение, а это невозможно без преодоления межнациональной вражды.

Естественным следствием развития экономических, культурных, религиозных и других связей межнациональными общностями являются межнациональные браки. Жизнь убеждает в том, что межнациональные смешанные браки - позитивный фактор в нашей социальной действительности. На состояние этнически смешанных семей оказывают влияние многие факторы, в том числе тип расселения людей, уровень брачности, национальные традиции и обычаи, интенсивность миграции. Последнее способствует перемешиванию народов, как правило, ускоряет образование этнически разнообразных семейных ячеек, за счет того, что национальная и половозрастная структура мигрантов зачастую отличается от подобных структур коренного населения.

Смешанные семьи на Руси складывались издавна - по мере проникновения славян за Урал, в глубь Сибири и Дальнего Востока, в Казахстан, Среднюю Азию, Закавказье, Прибалтику. Московское правительство еще в XVII веке при царе Михаиле Федоровиче издало несколько постановлений о церковных браках между русскими cлуживыми людьми и крещеными инородческими женщинами.

В настоящее время, осложнение в межнациональных отношениях породили проблему беженцев, а, следовательно, вызвали дестабилизацию семьи. Депортации людей по национальному признаку не могли не привести к разрушению человеческих судеб, драмам и трагедиям и в значительной степени послаблению семьи, связей между поколениями, утраты национальной культуры и традиций.

Возникает вопрос: каким должно быть воспитание в национально- смешанных семьях? Можно утверждать, что если в детстве сформировать уважение к человеку, то этот ребенок получит как бы иммунитет к любым формам национализма и шовинизма. Не может стать националистом человек, если он воспитан в духе доброжелательности к людям, уважению к человеческому достоинству. В семье закладываются основы отношений личности к представительствам других общностей, и от того каким будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей.

Именно в семье человек уже с малого возраста становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей той нации, к которой он принадлежит.

Межнациональные семьи - реальность нашего бытия. В национально- смешанных семьях развивается двуязыковая двойственная культура, ведущая в последующих поколениях к частичной или полной утрате этнических особенностей.

Итак, межнациональная семья сегодня переживает сложный период, в связи со сложившейся ситуации в стране и мире. Эта проблема очень важна, на современном этапе ее рассматривают ученые разных направлений философии, социологии, экономики и др. Не случайно в последнее время этой проблемой занимаются многие авторы (Г.П.Анашкина, М.И. Богомолова, Г.А.Волков, С.И.Голод, А.А.Сусоколов, А.В.Топилин и другие). Эта проблема рассматривается как в отечественной, так и зарубежной педагогике.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Анашкина Г.П. Шабалина Л.П. Кто на ком женится // Симбирский курьер. – 1994
  2. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М; 1998 3. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки// Семья и семейная политика. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселение АН СССР, 1991 . С. 17 - 90 .
  3. Началчаджан А.А. Этнопсихология . 2-е издание – СПБ.: Питер, 2004. - 381с.
  4. Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М., 1987. - 143с.
  5. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А.Кузнецов - СПБ: "Норитт", 2001 1536с.
  6. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ихвичев и другие . 2-е изд. М.: Советская Энциклопедия, 1989 г. - 815с.
 

vk-160

bulbul

Получайте новые статьи сайта на e-mail:

ok-170

novator

banner-etideti-180-180

Модный показ

Наши эксперты

Логопед-дефектолог

shutova

Шутова Наталья Геннадьевна

Задать вопрос

Грудное вскармливание

Гринькова Лариса. Грудное вскармливание.

Задать вопрос

Пособие по беременности

Валентина Котелевская. Фонд социального страхования

Задать вопрос

Развитие речи

Татьяна Евсиевич. Центр развития речи «Чистый ручей»

Задать вопрос

Школа для мам

Туровская Татьяна. Центр «Семья»

Задать вопрос

Связаться с командой портала mama73.ru можно по телефону +7(9510) 98-43-43, почта: 

Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, публикуемых в комментариях к материалам сайта. Материалы сайта несут ознакомительный характер, при любых вопросах, связанных с Вашим здоровьем и здоровьем Вашего ребенка, консультация с лечащим врачом обязательна.