button-20 Телефон остеопат Гурьянов Евгений г. Ульяновск,lisenok-banner-192-131

История формирования и становления смешанных браков на Руси в 18 – 20 вв.

Исследование брака и семьи занимает важное место в работах этнографов, философов, психологов, историков, педагогов. Исследования эти многоаспектны, они отражают многогранность и динамичность самого института семьи. Семья как социальная ячейка входит в основные системы общественных отношений и связей – общественно-политическую, государственную, этническую, историческую и др. В данном случае нас интересуют исторические аспекты исследования семьи.

 

 

Прослеживая динамику частоты межэтнических браков, что само по себе уже отражает целый комплекс взаимообусловленных явлений, происходящих в данный исторический период и обусловлено рядом факторов.

Будучи основным и главным институтом, семья, прежде всего определяют функции воспроизводства этноса, формирование этнического самосознания, норм поведения, привычек, и воспитания подрастающего поколения.

При этом на первый план выдвигается задача формирования и становления смешанных семей на Руси 18 – 19 вв.

Смешанные семьи на Руси складываются издавна по мере проникновения славян за Урал, вглубь Сибири и Дальнего Востока, Казахстана, Среднюю Азию, Закавказье и Прибалтику.

Еще в XVIII веке при правлении Михаила Федоровича было издано несколько постановлении о церковных браках между русскими служивыми людьми и крещеными женщинами.

Важность настоящего вопроса усугубляется еще и тем, что за ним издавна признавалось не только церковное, но и политическое (государственное) значение.

Законодательство до Петра I не знало смешанных браков и если таковая и встречались иногда, главным образом в царствующем доме, не имевшие жизненного значения. Практическую важность дело получило впервые в царствовании Петра I.

По окончанию великой северной войны в Сибири находилось много шведских пленников. И указом 23 июля 1721 г. (Полн. Собр. Зак. № 3798) дозволил шведским пленникам «жениться на русских девках и вдовах без перемены веры», под условием, чтобы с иноверного мужа «взять сказку за рукою под штрафом жестокого истязания, что ему жену свою во всю свою жизнь ни прельщением и ни угрозами и никакими видами в веру свою исповедания не приводить и за содержание веры ее православное положение и укоризны не чинить, и от которых будут родиться дети мужска и женска пола: и их крестить в православную веру… и в свою веру не склонять».

Однако дело на этом не остановилось. После частного разрешения, вскоре последовало и общее. При этом Синод находил, что «брачитися православным с иноверным дело есть не без сомнительства совести. Поэтому, вероятно, и самое общее дозволение смешанных браков для православных сопровождено было изданным Синодом особым обширным посланием к православным обеспрепятственном их вступлении в брак с иноверующим» (18 августа 1721 г. Полн. Собр. Зак., № 3814).

Этот вопрос рассматривался с догматической и исторической точки зрения, при чем со ссылками на Апостолов, Ветхий Завет и святоотеческие творения оправдывалось дозволение смешанных браков, и приводился целый ряд таких браков.

Следует отметить, что дальнейшая история этого вопроса не представляет однообразного течения, а подвергалось многообразным колебаниям в зависимости от господствующих в разное время политических воззрений.

В заключенном 13 – 24 февраля 1768 года Императрицею Екатериной II трактате вечном между Всероссийскою Империей и речью Посполитою польскою постановила, что «бракосочетания между людьми разной веры, то есть Католичкой, Римской, Греческой, Неуниатской и Евангеличкой обоего исповедания, не имеют быть ни от кого запрещаемы и препятствующими;… бракосочетание должно совершаться священником или министром той веры, коей будет невеста». (Полн. Собр. Зак. № 13071, акт сепаратный первый, артикул 2, §10).

В царствование Александра I вопрос о смешанных браках возбуждался дважды, относительно присоединенных от Польши губерний и относительно Финляндии. В обоих случаях он был разрешен без предоставления православным, каких-либо преимуществ. Вместе с тем по вопросу о вере детей от этих браков проведено было совершенно новое воззрение, а именно признанно, что все дети следуют вере отца.

С воцарением Александра II и поступлением движения шестидесятых годов отношение к вопросу вновь изменился. В 1861 бывший министр внутренних дел Валуев представил обширный всеподдальнейший доклад в взаимных отношениях Православной и других христианских церквей в империи и об изменении некоторых относящихся до сего предмета постановлений. В докладе проводится та мысль, что «к полной веротерпимости и свободы исповедания своей веры должно необходимо принадлежать и право передавать своим детям, или, для родителей равноверных, - право определять по взаимному между собой соглашению исповедание детей. Относительно же самого вопроса о смешанных браках доклад находит, что, дозволяя браки с иноверцами, Церковь наша должна требовать, чтобы браки с иноверцами совершаемы были по Православному обряду…». Время царствования Императора Александра II не осталось без влияния и по уголовной охране закона о смешанных браках.

Еще в 40х-г. 18 века в Местном эстонском и латинском населении Прибалтийского края обнаружилось сильное движение в православие, встретившее в местных дворянстве и лютеранском духовенстве самое решительное противодействие. Между прочим, выдвинут, был вопрос о смешанных браках.

В Царствование Государя Императора Александра III вопрос о предбрачных подписках в Прибалтийском крае вновь вступил наружу, но уже был разрешен в смысле обратном.

При царствовании Николая I, в вопросе о смешанных браках, в которых один из супругов был православным, Николай I не допустил никаких послаблений, хоть в чем-то хоть чем-то противоречащих общероссийскому своду законов. Именно высочайшая редакция Закона сделала преимущества православной церкви абсолютными (1). В том, что архаическое законодательство времен Николая I сохраняло свою силу вплоть до 1905 года, велика роль русской православной церкви. В середине 60-х годов решительным противником каких бы то ни было перемен выступил обер-прокурор Синода А.П. Ахматов. Даже в 1916 году, уже после подписания Николая II указа о веротерпимости, изданный харьковской епархией «Православный антикатолический катехизис» отрицал возможность брачных союзов православных с католиками в том случае, если «еретики» не согласятся на перемену вероисповедания. Свое исключительное право на потомство «разноверных» браков православная церковь считала своего рода компенсацией за отступление в государственных интересах от канонических норм (2).

Жизнь в империи формировала русских поляков, русских немцев (русских не только в плане родства, но и прежде всего с точки зрения национально-культурной ориентации). Национальные корни переставали оказывать определяющее влияние на образ мыслей, становясь не более чем семейным преданием. Однако в известных обстоятельствах полузабытая традиция становилась реальной силой. Так нередко случалось в круговерти переломных 1917 – 1918 годов, когда «русские люди могли превращаться и в украинцев, и в поляков с быстротой и легкостью необыкновенной» (3).

За годы Советской Власти с 1917 по 1991 число смешанных браков непрерывно росло, независимо от национальной принадлежности и исповедуемой в прошлом религии, охватывая все социальные группы населения. Надо сказать, что до конца 80-х годов изучение межнациональных браков осуществлялось в основном в позитивном, баспроблемном ключе в рамках концепции становления новой социальной общности «советский народ» (5). Рост числа и доли этнически неоднородных супружеских союзов среди всех заключаемых браков интерпретировался как одно из свидетельств успешного решения национального вопроса, как адекватный показатель и одновременно результат сближения наций и изживания национальных предрассудков. Трудности же подобных семей, взаимодействия супругов в них игнорировались (6).

Рассматривая специфику современной ситуации, то она заключается в том, что этнические процессы в семье, государстве, обществе, включая и образования и функционирование смешанных браков, находятся под влиянием двух, нередко более противостоящих культур, и отпечаток государственных изменений в течение веков.

Надо сказать на сегодняшний день современная Российская семья, а особенно межнациональная, это пара, которая сочеталась браком; без ведома на то каких либо предрассудков; религиозных, национальных, материальных, случайных и др. Что и рисует, картину количество разводов из 10 браков 7 разводов.

Таким образом, можно заключить, что формирование и становление смешанных браков на Руси в период с 18 – по 20 вв., происходили таким образом:

1)от правления Петра I до 1917 года межнациональные браки разрешились и стали заключаться, но только над четким наблюдением церкви, следовательно, этот период можно назвать – религиозно-обусловленным;

2)от 1917 года до 1990 года, когда был СССР, дружественные республики, и главная задача того периода была сближение наций и изживание национальных предрассудков, таким образом, этот период можно назвать – идеологическим;

3)от 1990 года до наших дней и дальше, когда, браки заключаются без каких либо препятствий со стороны церкви, государства, т. к. – это браки по ценностным предпочтениям.

Литература:

1. Konic H. Dzieje prawa malzenskiego w Krolestwie Polskim (1818 - 1836). Krakow, 1903. S. 135-141, 252-253, 258-259, 276-277.

2. Валуев П.А. Дневник министра внутренних дел. Т. 2. М., 1961 г. с. 27-28

3. Михайловский Г.Н. Записки. Кн. 2. М., 1993 г. с. 113.

4. В.П. Шеин По вопросу о смешанных браках – С-Петербург Синодальная типография 1907 г.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983 г.

6. Заикина Г.И., Е.В. Фотеева Межнациональный брак в массовом сознании./ Вестник Российской Академии Наук Том 66 № 4 1996 г. с. 297

Кандидат педагогических наук Ж.Н. Дюльдина Ассистент кафедры педагогики УлГПУ им. И.Н. Ульянова

 

vk-160

bulbul

Получайте новые статьи сайта на e-mail:

ok-170

novator

banner-etideti-180-180

Модный показ

Наши эксперты

Логопед-дефектолог

shutova

Шутова Наталья Геннадьевна

Задать вопрос

Грудное вскармливание

Гринькова Лариса. Грудное вскармливание.

Задать вопрос

Пособие по беременности

Валентина Котелевская. Фонд социального страхования

Задать вопрос

Развитие речи

Татьяна Евсиевич. Центр развития речи «Чистый ручей»

Задать вопрос

Школа для мам

Туровская Татьяна. Центр «Семья»

Задать вопрос

Связаться с командой портала mama73.ru можно по телефону +7(9510) 98-43-43, почта: 

Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, публикуемых в комментариях к материалам сайта. Материалы сайта несут ознакомительный характер, при любых вопросах, связанных с Вашим здоровьем и здоровьем Вашего ребенка, консультация с лечащим врачом обязательна.