button-20 lisenok-banner-192-131

Логопедические упражнения.Рекомендации специалиста для занятий дома

Проблемы с речевым развитием сегодня стали актуальны, как никогда. Специализированные логопедические садики переполнены и если раньше в каждой группе таких дошкольных учреждений было не более 15 человек, то сегодня эта цифра выросла до 25 деток. В результате сменились даже нормы речевого развития. Нередко сегодня врачи не предпринимают никаких мер, если ребенок практически не разговаривает в три года.


До трех - четырех лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения в произнесении звуков:


- смягченность (ребенок говорит "масинька" вместо "машинка", "носька" вместо ножка и т.д.);
- отсутствие и замена шипящих звуков "ш", "щ", "ч", "ж" ("косетька" вместо "кошечка", "лосядка" вместо "лошадка" и т.д.);
- отсутствие звука "р", его замена на звуки "л", "ль", "в", "й" ("каова" вместо "корова", "от" вместо "рот", "лак" вместо "рак", "лямаска" вместо "ромашка", "йыба" вместо "рыба");
- замены звуков "к" и "г" на звуки "т" и "д" ("тапля" вместо "капля", "дусь" вместо "гусь");
- замены звонких звуков глухими ("сайка" вместо "зайка" и т.п.);
- смягчение произнесения звука "л", его замена на "й" ("кальбаска" вместо "колбаска", "стуй" вместо "стул" и т.п.);
- пропуск трудных звуков при сочетании согласных ("мачик" вместо "мальчик" и т.п.);
- сокращение длинных незнакомых слов ("ампитура" вместо "температура" и т.п.);
- перестановка звуков или целых слогов ("пыселос" вместо "пылесос" и т.п.).

 

Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к четырем - пяти годам. Согласно нормам ребенок в этом возрасте должен правильно произносить все звуки.

Это очень важно для его дальнейшего всестороннего развития, правильности письма, чтения. Да и в принципе правильность речевого развития ребенка говорит о том, что он в общем развивается правильно.
Если у ребенка возникли проблемы с произношением определенных звуков или для того, чтобы их не возникало и речь малыша была четкой, ясной и понятной каждому, нужно выполнять комплекс определенных упражнений, направленных на правильную постановку каждого звука алфавита.

Для начала нужно выяснить, есть ли нарушенные звуки и какие. Сделать это довольно просто. Нужно попросить ребенка называть картинки или повторять за вами слова с интересующими вас звуками при этом так, чтобы в первом случае звук был в начале слова, во втором – в середине и, наконец, в конце.

Например, [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.


С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности.

Выглядит иерархия сложной произносимости звуков так: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.


Работу над каждым звуком необходимо начинать с гимнастики для губ и языка. И делать ее непременно нужно перед зеркалом, чтобы ребенок мог почувствовать работу своих органов артикуляции увидеть ее. Это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении.

Каждое упражнение нужно выполнять по десять раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.


Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.
1. «Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
2. «Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.
3. «Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
4. «Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
5. «Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).


Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Нужно объяснить ребенку куда и как нужно поставить язычок при каждом конкретном звуке и объяснить какими нужно при этом делать губы.


- Звуки к, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты.
- Звуки с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку.

- Звук ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с].
- Звуки ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором».
- Звук л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка.
- Звук р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.


Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте разные игры. Например, такие как мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).


Кстати, р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте следующие упражнения:


1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом;
3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.


То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал».


Как только с отдельным звуком ситуация стала налаживаться, можно приступать к закреплению звуков в слогах. Заниматься при этом важно ежедневно по 15 – 20 минут.


Например слоги ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.


Теперь важно следить, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Нужно набраться терпения. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.
Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно , так как могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы избежать таких ошибок, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.


Можно поиграть и в такую игру: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.


Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».



При постановке звуков важна работа родителей. Без их помощи не справится ни один логопед.

Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут, ведь дошкольный возраст самый восприимчивый.
В возрасте шести лет у ребенка должно быть не только правильное звукопроизношение, но и обобщение. Например, одним словом «овощи». А также и пояснение, что к ним относится, перечисление различных овощей. При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей.
Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ, сказку.
Безусловно, любить своего ребенка нужно таким, какой он есть, но задача каждого родителя – помочь ему развиться и раскрыться!

Рекомендации детского логопеда Марии Адаменко

 

Добавить сообщение


Защитный код
Обновить

vk-160

bulbul

Получайте новые статьи сайта на e-mail:

ok-170

novator

banner-etideti-180-180

Модный показ

Наши эксперты

Логопед-дефектолог

shutova

Шутова Наталья Геннадьевна

Задать вопрос

Грудное вскармливание

Гринькова Лариса. Грудное вскармливание.

Задать вопрос

Пособие по беременности

Валентина Котелевская. Фонд социального страхования

Задать вопрос

Развитие речи

Татьяна Евсиевич. Центр развития речи «Чистый ручей»

Задать вопрос

Школа для мам

Туровская Татьяна. Центр «Семья»

Задать вопрос

Связаться с командой портала mama73.ru можно по телефону +7(9510) 98-43-43, почта: 984343(собака)mail.ru

Группа портала mama73.ru в Одноклассниках>>Группа портала mama73.ru во ВКонтакте>>

Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, публикуемых в комментариях к материалам сайта. Материалы сайта несут ознакомительный характер, при любых вопросах, связанных с Вашим здоровьем и здоровьем Вашего ребенка, консультация с лечащим врачом обязательна.