button-20 bann-open-12-2017-1lisenok-banner-192-131

Здоровье ребенка – в руках мамы и папы!

О подготовке родителей к появлению ребенка и влиянии на его развитие психологической среды в семье рассказывает психолог Резеда Калашникова.

Последние десятилетия особенно модно стало решать проблемы с демографией. Однако важно не только родить, но и создать благоприятные условия для родителей, которые еще только мечтают о ребенке или уже находятся в ожидании этого чуда. Для здорового развития ребенка в утробе матери и после рождения имеет большое значение осознание женщиной всей ответственности материнства. Как считают специалисты, в ранний период жизни ребенка развивается параметр социального взаимодействия, положительный полюс которого формирует базовое доверие к людям.

Степень доверия, которым малыш проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы со стороны родителей. О значимости психологического сопровождения родителей мы поговорим с заведующей психологическим отделом государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 1 перинатального центра» Резедой Калашниковой.

 

- Резеда Наильевна, расскажите о службе, которую Вы возглавляете?

- Психологическая служба входит в состав женской консультации. В свое время ее организовывали в целях оказания психологической помощи беременным женщинам, детям и роженицам, которые находятся в роддоме. Сегодня, кроме этого ведутся другие направления с так называемыми женщинами-отказчицами, и детками, состоящими на учете у невропатологов и врачей психиатров. С ними мы проводим психодиагностику личности.

- Каким образом ведется работа с будущими мамами?

- Когда беременные женщины встают на учет в женскую консультацию, они обязательно проходят первичный прием психолога. Наша задача в ходе беседы определить насколько женщина нуждается в психологической помощи. Ведь современная жизнь изобилует жизненными стрессами, которые отражаются на детях даже в период беременности, мы должны сделать так, чтоб женщина проходила девять месяцев уравновешенной, спокойной. Потому что любой стресс бьет по вегетативно-нервной системе, сразу повышается давление, появляется маточный гипертонус, что не очень хорошо для плода. Максимальная наша задача – сделать эмоциональный фон беременной женщины комфортным.

- Есть информация, что у вас активно действует школа будущих родителей. Что это за программа?

- На данный момент разработаны и реализуются четыре авторские программы: «Путь к ребёнку» (школа будущих родителей), «Тренинг родового поведения», «Партнёрские роды», «Дружные дети – счастливая семья». За последние годы школа будущих родителей, стала весьма популярной в Ульяновске. Основная задача программы групповых занятий – помочь почувствовать себя родителями и осознанно ждать ребенка. Программа школы состоит из шести занятий, на которых проводится психодиагностика будущих родителей, обсуждается психологическое приданое малыша, типы привязанности (отношения, которые складываются у малыша с ближайшим окружением в первые шесть месяцев жизни), гендерные установки, имя будущего ребёнка, сказки (ролевой репертуар будущего ребёнка), психологическое развитие малыша от рождения до 1 одного года.

- О чем вы говорите с будущими мамочками?

- Формируя ценность ребенка у родителей, мы стараемся помочь ребенку прийти уже в готовую среду. Помогаем мамочке принять все, что заложено природой в ребёнка. Ведь все мы разные, например, есть сценичные люди с высоким уровнем энергетики, есть астеники. Но это не значит что кто-то хороший, а кто-то плохой. Просто надо учитывать природные особенности развития ребенка и просто их принимать. Когда рождается малыш, сразу можно увидеть по крику, по поведению какой у него психотип. В первые месяцы после рождения ребёнка мама на любые его проявления должна реагировать в три секунды, и если ребенок подает какой-то знак, а мама ни телом, ни взглядом, ни эмоцией не дает обратной реакцией, то здесь уже формируется тип привязанности. Иногда возникает вопрос: зачем идти к психологу с шестимесячным малышом, ведь еще даже не разговаривает? В Школе родителей разъясняется, что именно в этот период определяется тип привязанности. Мы смотрим, как мама заходит в кабинет, как малыш на нее реагирует, как у них выстроены взаимоотношения. Психологи объясняют мамочкам, что привязанность не передается по наследству, а формируется в первые шесть месяцев ребенка. И оттого насколько правильно поведет себя мать, будет завесить психологическое здоровье малыша. Одним словом вся программа пропитана ценностью ребенка.

- Если женщина не прошла школу родителей, с какими трудностями можно столкнуться?

- Бывает неосознанное неприятие малыша. Некоторые мамы мысленно отодвигают ребенка на задний план, они готовы заниматься ремонтом, работой, написанием дипломов и так далее. И потом детки у таких мам более капризны, потому что чувствуют малозначимость и требуют через капризы внимания. И тут получается снежный ком: раздражение ребенка вызывает еще большее раздражение матери в результате альянс ломается и получаются суррогатные формы на которые со стороны грустно смотреть. Все наши авторские программы пропитаны ценность ребенка. Мы говорим, что дитя это очень важный проект в жизни. Одновременно двух крупных проектов в жизни не бывает, приходится выбирать. И в случае выбора не в пользу ребенка, он априори идет по остаточному принципу. И если раньше это было как-то возможно в связи с тем, что у нас была другая страна, другое государство, которое во многом брало на себя воспитательную функцию, то сейчас жизненные условия таковы, что нагрузка и ответственность на родителей за ребенка гораздо больше и выше.

- Чем еще наше «сегодня» отличается от нашего «вчера»?

- Среда стала агрессивнее. Раньше мы во второй класс уже сами ходили и туда и обратно, сейчас детей водят практически за руку до средней школы. И это не от того, что нечего делать, а от того что условия диктует жизнь. Особенности коммуникации детей изменились, если раньше детки с одного подъезда, двора ходили в один садик, потом шли в одну школу, то сейчас произошло расслоение и в один садик могут ходить дети даже с разных районов. И из-за этого детки не могут выйти на улицу, и играть с теми с кем они дружат в садике, и в этом случае приходится пристраивать еще одну коммуникацию, а это бывает иной раз сложно, потому что родители в этом не участвуют. Сейчас родители начинают водить ребенка по ранним студиям развития чуть ли не с года, а ведь ребенку, чтобы качественно формироваться, нужно хотя бы два часа в день ничего не делать. А у нынешних детей в четыре года весь день расписан, большая психологическая нагрузка. И учителя начальной школы сталкиваются с теми проблемами, которые раньше дети выдавали в пятом – шестом классе. Дети настолько перенасытились этими знаниями, что в первом классе происходит отторжение от учебы.

- Сейчас поколение генеративных детей? Почему?

- Здесь очень много факторов влияющих на гиперактивность. Это и особенности беременности, это и особенности родов, это и особенности жизнедеятельности мамы. Многие мамы ведут активный образ жизни и темп, который создается ими, передается и деткам. В результате исследований выявлено, что высший процент генеративных детей рождается в неблагополучных семьях, где детям уделяют мало внимания. Но ведь даже если у ребенка была какая-то патология во время беременности, или во время родов это все компенсируется.

- До какого возраста можно выстраивать отношения матери и ребенка?

- Вообще считается, что жизненный сценарий закладывается с момента зачатия и до пяти лет. Дальше это возможно только при планомерном прикладывании усилий. Надо выстраивать план, ставить цель к этому идти либо уже человек, когда сам вырастает, понимает, что у него сформированное качество в жизни мешает и идет за помощью к специалисту.

- Как выбрать психолога?

- Карьера психолога начинается после 35 лет, потому что собственный опыт тоже нужен. Одно дело провести с детками какие - то упражнения, это может любой молодой специалист, но консультировать взрослых людей, видеть жизненную ситуацию дано не всем. Я советую обращать внимание на возраст психолога, на его социальную успешность и известность. Самый простой способ набрать ФИО психолога в любой поисковой системе интернета. Если хотя бы три страницы ссылок выдаст, значит, этот человек все-таки есть и по крайней мере какую-то деятельность он ведет. Желаю всем не запускать психологическое здоровье и заботиться о детках в период беременности.

-Спасибо большое за беседу.

Беседовала Ксения Ракитанская.

 

Комментарии  

 
0 #1 Мама медвежонка 16.07.2014 14:58
Я очень хорошо помню, как у меня началась послеродовая депрессия. И тогда, мне попался замечательный психолог, который помог мне справится с моими проблемами. И соглашусь, что чем старше психолог, тем он опытнее.
Цитировать
 

Добавить сообщение


Защитный код
Обновить

vk-160

bulbul

banner-bukvariki

Получайте новые статьи сайта на e-mail:

ok-170

novator

Модный показ

Наши эксперты

Логопед-дефектолог

shutova

Шутова Наталья Геннадьевна

Задать вопрос

Грудное вскармливание

Гринькова Лариса. Грудное вскармливание.

Задать вопрос

Пособие по беременности

Валентина Котелевская. Фонд социального страхования

Задать вопрос

Развитие речи

Татьяна Евсиевич. Центр развития речи «Чистый ручей»

Задать вопрос

Школа для мам

Туровская Татьяна. Центр «Семья»

Задать вопрос

Связаться с командой портала mama73.ru можно по телефону +7(9510) 98-43-43, почта: 984343(собака)mail.ru

Группа портала mama73.ru в Одноклассниках>>Группа портала mama73.ru во ВКонтакте>>

Администрация сайта не несет ответственности за содержание материалов, публикуемых в комментариях к материалам сайта. Материалы сайта несут ознакомительный характер, при любых вопросах, связанных с Вашим здоровьем и здоровьем Вашего ребенка, консультация с лечащим врачом обязательна.